На центральной площади районного центра — поселка Рамешки располагается монументальный каменный храмовый комплекс постройки конца XVIII — начала XIX века — Троицкая церковь с колокольней в честь благоверного князя Александра Невского. Площадь исстари стоит на перекрестке трех больших дорог — через Бежецк в Ярославль, через Вышний Волочек в Санкт-Петербург и через Тверь в Москву. Перекрестком торговых путей объясняется такое храмовое «роскошество» — сразу две церкви рядом в сельских реалиях.
Каменная церковь Троицы Живоначальной построена и освящена в 1784 году. В 2024 году исполняется 240 лет со времени ее постройки и освящения. Колокольня в честь св. блгв. кн. Александра Невского построена в 1837 году. Она является самостоятельной церковью с одним престолом — в честь святого князя Александра. В приход церкви раньше входили еще четыре деревянные часовни: Рождества Христова (1850) в деревне Гоголихе, Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Каменке, Илии Пророка в деревне Селище, Казанской иконы Божией Матери (1894) в деревне Леоново. До революции 1917 года обе церкви переживали расцвет и прирастали приходами. В 1934 году церкви были закрыты, в их зданиях разместились клуб, склад и магазин. С куполов были сняты кресты, колокола сброшены. Упавшим колоколом пробита алтарная апсида Свято-Троицкой церкви. В период с 1930 по 1950 годы были утрачены и все часовни прихода. Здание церкви в честь св. блгв. кн. Александра Невского было возвращено верующим в 1990 году, а Троицкой церкви — годом позже. С тех пор здесь проводятся богослужения и на средства прихожан ведутся ремонтно-восстановительные работы.
26 октября, в праздник Иверской иконы Божией Матери, храм в честь святого благоверного князя Александра Невского посетил Глава Тверской митрополии. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в церкви Божественную литургию.
26 октября Православная Церковь молитвенно чтит память Иверской иконы Божией Матери, которая получила название «Иверская» по месту явления на Афоне в IX веке — Иверский монастырь, и «Вратарница», или «Привратница», по своему расположению в обители — над вратами монастыря. В этот день воспоминается принесение образа в Москву в 1648 году.
На Литургии Главе Тверской митрополии сослужили секретарь Бежецкой епархии, благочинный Бежецкого церковного округа, настоятель Спасского кафедрального собора г. Бежецк протоиерей Ярослав Шведов; благочинный Максатихинского церковного округа, настоятель Всехсвятского храма п. Максатиха протоиерей Виталий Мартынюк; настоятель храма в честь святого благоверного князя Александра Невского п. Рамешки протоиерей Валерий Антонов, настоятель Смоленского храма с. Кушалино Рамешковского муниципального округа протоиерей Александр Юрков, настоятель Богоявленского храма с. Никольское Рамешковского муниципального округа священник Олег Туляков, клирик Спасского кафедрального собора г. Бежецк иеромонах Арсений (Салов), диакон Иоанн Зорин, диакон Алексий Юдин, диакон Михаил Быков.
За Божественной литургией молились глава Рамешковского муниципального округа А.А. Пилюгин, председатель Думы Рамешковского муниципального округа А.З. Османов, сотрудники администрации Рамешковского муниципального округа.
На сугубой ектении были произнесены особые прошения, после нее прочитаны молитвы о Святой Руси и о восстановлении колокольни Спасо-Преображенского собора Твери.
В богослужении приняли участие студенты Московской духовной академии, проходившие в течение предыдущей недели в Бежецкой епархии миссионерско-педагогическую практику.
Проповедь на тему праздника по запричастном стихе произнес студент 3 курса бакалавриата МДА Артем Волчков.
Перед причащением молящихся Глава Тверской митрополии поблагодарил проповедника, отметил высокий уровень его проповеди, а затем кратко побеседовал с каждым из пяти студентов, поблагодарил их за труды во время прохождения миссионерско-педагогической практики и вручил памятные подарки.
На богослужении пели приходские певчие под управлением Л.М. Буровой.
После отпуста митрополит Тверской и Кашинский Амвросий обратился к прихожанам:
«Восстанавливая наши храмы, одновременно мы пытаемся восстановить человеческие души, искореженные, израненные в течение ХХ столетия. В ХХ веке наша страна, прошедшая через горнило многих испытаний, а Русская Церковь — через гонения, выжила только благодаря христианскому воспитанию, которое было дано нашим бабушкам и дедушкам еще до революции их родителями и их предками. И это воспитание было православным. Оно, к сожалению, было уже заражено нигилистскими и другими противоречащими христианскому сознанию веяниями. Но, тем не менее, сам принцип жизни оставался христианским. Мы сеем, но мы не всегда видим плоды своего сеяния, потому что должно пройти какое-то время и поколения должны сменить друг друга для того, чтобы эти семена взошли, дали ростки, стали крепкими деревьями, сначала зацвели, а потом принесли плоды. И вот такими добрыми плодами в советское время были люди с христианским воспитанием, полученным от своих родителей, дедушек и бабушек.
Но, к сожалению, когда закончился ХХ век, сильно изменилась этическая составляющая жизни нашего народа. Мы получили плоды уже советского, без Бога и Церкви, воспитания и постсоветского, в котором еще и много появилось разного рода терний. Но, тем не менее, сегодня Господь нам одновременно дал удивительную свободу созидать. И от того, как мы сами будем размышлять, думать, поступать, жить, зависит наше настоящее и наше будущее. Мы очень сильно упустили те возможности, которые нам всем подарил Господь на протяжении прошедших трех десятилетий. Упустили, потому что расслабились, приняли в свою жизнь много плохого, что пришло к нам извне. А ведь тогда, в 90-е годы, мы могли взять много доброго.
Нам иногда кажется, что наших сил мало, мы мало что можем, ведь не мы вершим судьбы нашего Отечества и нашего народа. Мы должны понимать, что, прежде всего, каждый из нас призван Богом заботиться о собственном спасении, о стяжании Духа Святого, как об этом говорил преподобный Серафим Саровский. Ведь ни преподобный Серафим, ни преподобный Сергий не имели своей целью всех вокруг себя учить и просвещать. Нет, они спасали свою бессмертную душу. Так же, как и преподобный Бенедикт Нурсийский на Западе тоже не имел целью спасать западную цивилизацию. Однако эти святые просияли, ярко до сих пор сияют на небосводе христианской Церкви. К ним прибегают люди и получают от них пример, утешение, вдохновение, потому что они жили по принципу, когда-то очень точно сформулированному преподобным Серафимом Саровским: стяжи в себе мир, то есть благодать Духа Святого, и тысячи спасутся вокруг тебя.
Мы, хотя и представляем собой, как говорится в Евангелии, малое стадо, но не должны, по слову Христову, бояться, потому что мы можем, Богу содействующу, много сделать для того, чтобы и самим спастись, и других привести ко спасению. Но прежде всего заботясь о своем собственном спасении. Нам надо учиться молиться, учиться жить по Евангелию, не пренебрегать практикой аскетической жизни, без которой вообще нет христианства; читать Священное Писание и стараться следовать тому, что мы слышим от Господа; читать жития святых и, конечно же, не повторяя их подвигов, потому что мы не способны повторить жизнь других людей, ведь каждый человек индивидуален, как отдельная вселенная, — одновременно вдохновляться их жизнеописаниями и через жития, особенно русских святых, узнавать и о нашей отечественной истории, которая была страшно искажена в годы богоборчества, потому что из нее полностью исключили все то, что составляло историю нашей Церкви. Ведь без церковной истории наша страна не имеет собственной истории и собственного лица. Корень России — это православная вера. Благодаря этой вере и Православной Церкви Россия и получила свое бытие.
На нас сегодня Господь возложил большую ответственность и за наше спасение, и за судьбу нашего Отечества. Но начинать нужно всегда с себя. С собственного изменения, с покаяния во грехах своих, с исправления жизни своей. И не столько словами, которые сегодня, к сожалению, потеряли силу, потому что много слов говорится, и они часто с делами совсем не совпадают, а именно примером жизни, который, по древней латинской пословице, не просто назидает, а именно побуждает. И люди, видящие нашу жизнь, верю, будут вдохновляться. Но для этого жизнь должна быть чистой, святой, христианской. А христианская жизнь — это жизнь не унылого человека, а такого, который если и плачет, то о своих грехах в тишине своей кельи. И перед людьми он всегда является радующимся и свидетельствует о том, что наша вера — это вера в распятого, но воскресшего Христа, победившего Своей смертью смерть и даровавшего нам вечную жизнь. И поэтому нет никаких причин у нас даже в тех треволнениях, в которых мы живем, унывать, безутешно скорбеть и не иметь надежды. Мы должны даже внешним видом своим, улыбкой своей, словом своим свидетельствовать о том, что мы христиане, а не унылые люди.
Вот к этому всех вас призываю. И наше богослужение, и пение наше должно быть радостным и динамичным. Не унылым, не притворно смиренным, а радостным, потому что Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. И этой верой жили наши новомученики, среди которых был и священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, которого еще при жизни святой Патриарх Тихон называл святым человеком. Святой Фаддей — выпускник Московской духовной академии, получил свое воспитание в стенах Троице-Сергиевой лавры. Будучи студентом, он вел дневник. В этом дневнике мы можем читать его размышления, еще, может быть, не очень зрелые, потому что он был еще совсем молодым человеком, но и они позволяют нам судить о том, что он уже в том возрасте был человеком очень глубоким и пытался искренне разобраться в вопросах духовной жизни. Сегодня день обретения его мощей. Мощи его есть почти во всех храмах Тверской митрополии: в антиминсах и престолах, которые были освящены после его прославления. Святой Фаддей был строгим аскетом, молитвенником, скромным человеком. И вот этот человек, который помогал людям, вселял в них надежду, ободрял даже архиереев в злоключении и в заключении и говорил им: «Не унывайте, ведь с нами Христос», был жестоко и дико уничтожен потерявшими человеческий облик гонителями нашей Церкви и разрушителями России. Пусть его слова в нынешний день: «не унывайте, с нами Христос» — будут всем нам благословением и напутствием на дальнейшую жизнь и созидание Христовой Церкви.
Хочу сказать также слова благодарности священнослужителям, сослужившим сегодня со мною; нашим братьям студентам из Московской духовной академии, которые в течение недели проходили миссионерскую практику в школах, в различных учебных заведениях, в храмах Бежецкой епархии. Сегодня один из студентов произнес замечательную проповедь об иконе Божией Матери, именуемой Иверская. Мне очень радостно, что растет смена поколений. И мы, священнослужители, которые уже перешли границу второй половины нашей жизни, должны этому радоваться и помогать молодым людям, потому что в них мы видим свое будущее и продолжение всего того, что мы созидаем, но что придется продолжать, а может быть, в чем-то и исправлять после нас молодым священнослужителям. Жизнь жительствует, и мы должны этому радоваться.
Хочу сообщить всем о том, что Священный Синод нашей Церкви принял решение о назначении Преосвященным Бежецким и Удомельским архиепископа Каллистрата, который прибудет уже в конце этой недели на нашу Тверскую землю. В Бежецке мы совершим вместе с Владыкой Каллистратом богослужение. Я передам ему дела как временно управляющий Бежецкой епархией, затем он вступит в права управляющего епархией и будет знакомиться с церковной жизнью. Его биографию можно прочитать на интернет-ресурсах Тверской и Бежецкой епархий, также в телеграм-канале Бежецкой епархии. У него интересная и очень богатая биография, он был в той точке земли, в которой, наверное, вряд ли кому-то из нас удастся побывать, — в Антарктиде. Он строил там храм и находился несколько сезонов. Вы познакомитесь со своим архиереем, я призываю вас за него молиться, любить его так же, как вы любили Владыку Филарета, который очень много сделал для созидания и процветания Бежецкой епархии. Но как цепочка состоит из разных звеньев, так и наша жизнь состоит из разных людей, и каждое звено замыкается на предыдущем и продолжает эту цепочку. Так Господь благоволил, так устроил, и поэтому мы должны к этому относиться со смирением и принимать все как волю Божию. По слову преподобного Амвросия Оптинского, «живи не так, как хочешь, а как велит Бог».
Затем митрополит Тверской и Кашинский Амвросий осмотрел территорию и помещения воскресной школы.
После богослужения Глава Тверской митрополии встретился с главой и председателем Думы Рамешковского муниципального округа А.А. Пилюгиным и А.З. Османовым в здании администрации.
Затем митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил село Замытье, где осмотрел Преображенскую церковь и обсудил процесс воссоздания храма, после чего посетил музей ремесел.
Информационная служба Бежецкой епархии
(по материалам Пресс-службы Тверской епархии)